Типы и разновидности конвейеров
Основной классификационный признак конвейера - тип тягового и грузонесущего органа. Различают конвейеры с ленточным, цепным, канатным тяговыми органами и без тягового органа (гравитационные, инерционные, винтовые).
Конвейеры с тяговым органом могут быть по виду грузонесущего органа ленточными, пластинчатыми, люлечными, скребковыми, ковшовыми и пр. Для таких конвейеров характерно общее с рабочим органом движение груза на рабочих участках. Тяговое усилие передается либо грузонесущим элементом, либо элементом, проталкивающим или тянущим груз по неподвижному желобу, трубе, настилу и т.п.
Для конвейера без тягового органа характерно раздельное движение груза и рабочих органов, совершающих круговое вращательное (роликовые, винтовые) или возвратно-поступательное рабочее движение (например, инерционные). Конвейеры могут иметь машинный привод (наиболее часто электрический, реже пневматический) или груз может перемещаться под действием силы тяжести (гравитационные ).
В зависимости от условий используют напольные и подвесные конвейеры. Напольные могут быть стационарными, передвижными или переносными.
На конвейерах можно перемещать груз в горизонтальной или близкой к ней наклонной плоскости (ленточные, пластинчатые, тележечные, скребковые, роликовые, винтовые, вибрационные, качающиеся); в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости (скребковые, ковшовые, винтовые, вибрационные); в любой плоскости. В последнем случае конвейеры состоят из чередующихся горизонтальных, вертикальных или наклонных участков (подвесные, ковшовые, скребковые, люлечные и др.).
Кроме того, конвейеры могут различаться в зависимости от рода перемещаемых грузов - насыпных или штучных. Конструкция некоторых конвейеров позволяет транспортировать как насыпные, так и штучные грузы.
Особые группы конвейеров составляют элеваторы, вертикальные с подвесными ковшами, люльками или полками, эскалаторы, специальные пластинчатые и ленточные для перемещения людей, шагающие конвейеры, триммеры, стакеры для штабелирования брёвен, а также комбинированные (например, роликоленточные конвейеры типа "Рапистан", обеспечивающие удержание штучных грузов на спусках с заданными интервалами) и т.д. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОНВЕЙЕРОВ:
ЛЕНТОЧНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ используют для перемещения сыпучих, кусковых и штучных грузов на расстояния, достигающие иногда 10-12 км и больше. Такие КОНВЕЙЕРЫ обычно составляют из отдельных секций. Трасса КОНВЕЙЕРА в горизонтальной плоскости прямолинейная, а в вертикальной может быть наклонной или иметь более сложную конфигурацию. Тяговый и грузонесущий орган - лента , которая движется по стационарным роликоопорам, огибая приводной, натяжной, а иногда и отклоняющие барабаны. Груз перемещается на ленте вместе с ней. В зависимости от типа роликоопор лента имеет плоскую или желобчатую форму. КОНВЕЙЕР с плоской лентой используется преимущественно для перемещения штучных грузов. Необходимое натяжение ленты обеспечивает натяжная станция, обычно грузовая, а в передвижных КОНВЕЙЕРАХ - винтовая. Привод КОНВЕЙЕРА (приводная станция) состоит из электродвигателя, редуктора, барабана и соединительных муфт. Загрузку сыпучего груза на ленту производят через направляющий лоток или воронку, а разгрузку - через концевой барабан или при помощи плужкового или барабанного сбрасывателя. ЛЕНТОЧНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ имеют высокую эксплуатационную надёжность, обеспечивают производительность от нескольких т/ч до нескольких тысяч т/ч. Ширина тканевых лент в КОНВЕЙЕРАХ от 300 до 2000 мм, скорость движения лент составляет 1,5-4,0 м/сек. Короткие передвижные ЛЕНТОЧНЫЕ КОНВЕЙЕРА монтируются на колёсном ходу и используются на погрузочно-разгрузочных работах и в строительстве.
ПЛАСТИНЧАТЫЕ КОНВЕЙЕРЫ предназначены для перемещения в горизонтальной плоскости или с небольшим наклоном (до 35?) тяжёлых (500 кг и более) штучных грузов, крупнокусковых, в том числе острокромчатых материалов, а также грузов, нагретых до высокой температуры. ПЛАСТИНЧАТЫЕ КОНВЕЙЕРА, стационарные или передвижные, имеют те же основные узлы, что и ленточные. Грузонесущий орган - металлический, реже деревянный, пластмассовый настил-полотно, состоящий из отдельных пластин, прикрепленных к 1 или 2 тяговым цепям (втулочно-роликовым). Настил может быть плоским, волнистым или коробчатого сечения, без бортов или с бортами. Тяговые цепи огибают приводные и натяжные звездочки, установленные на концах рамы. Различают ПЛАСТИНЧАТЫЕ КОНВЕЙЕРА общего назначения (основной тип) и специальные. К последним относятся КОНВЕЙЕРА с пространственной трассой, разливочные машины для металла, пассажирские эскалаторы и др. Скорость движения груза небольшая - 0,3- 1,0 м/сек. Для увеличения производительности КОНВЕЙЕРА с плоским настилом дополняют неподвижными бортами. Типовые ПЛАСТИНЧАТЫЕ КОНВЕЙЕРА имеют производительность до 2000 т/ч.
СКРЕБКОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ перемещают груз движущимися по жёлобу или трубе скребками. Такие КОНВЕЙЕРЫ используют для переработки сыпучих или кусковых грузов, поступающих в жёлоб через загрузочную воронку. Рабочей ветвью обычно является нижняя, реже - верхняя, иногда обе ветви. Контур сечения жёлоба и конфигурация скребков должны быть одинаковыми - прямоугольной, полукруглой, трапецеидальной формы. Скребки бывают штампованными из листовой стали или литыми, а желоба изготовляют металлическими, реже деревянными. СКРЕБКОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ по сравнению с пластинчатыми имеют меньшую массу, могут загружаться и разгружаться в любой точке по всей длине желоба. Применение СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ ограничено из-за измельчения грузов и быстрого износа желоба, особенно при перемещении абразивных материалов. Кроме того, для скребковых К характерен большой расход энергии, затрачиваемой на преодоление вредных сопротивлений. Скорость рабочего органа СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ 0,16-0,5 и реже - 1,0 м/сек, производительность 50-350 т/ч. СКРЕБКОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ обычно применяются для перемещения груза на расстояния до 100 м.
Разновидностью СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ являются конвейеры с погруженными скребками, у которых скребки перекрывают лишь часть сечения желоба, а груз заполняет всю рабочую ветвь желоба или большую ее часть. Такие КОНВЕЙЕРА могут иметь сложную трассу и используются для перемещения грузов (обычно мелкосыпучих) в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях со скоростью 0,1- 0,25 м/сек. Особую группу СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ составляют ТРУБЧАТЫЕ КОНВЕЙЕРА, тяговая цепь и скребки которых размещены внутри трубы, причём скребки заполняют всё её сечение. Такие КОНВЕЙЕРА также могут иметь пространственную трассу.
Конвейеры с несущими и ведущими цепями, в отличие от других типов КОНВЕЙЕРОВ, не имеют грузонесущего органа и применяются главным образом в поточных линиях при конвейерной сборке. На КОНВЕЙЕРА с несущими цепями грузы устанавливаются непосредственно на тяговые цепи, скользящие в неподвижных направляющих. На КОНВЕЙЕРА с ведущими цепями грузы передвигаются по неподвижным опорным путям, непосредственно по полу цеха или имеют собственный колесный или гусеничный ход. В массовом и серийном производстве на сборочных работах применяют так называемые ТЕЛЕЖЕЧНЫЕ КОНВЕЙЕРА. Они представляют собой тележки, соединенные тяговой цепью и движущиеся по замкнутой трассе. На тележках выполняют основные процессы литейного производства (формовку, заливку, охлаждение) или сборку машин и узлов.
ПОДВЕСНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ с цепным тяговым органом служат для непрерывного (реже периодического) перемещения штучных грузов. Трасса таких К. обычно пространственная замкнутая, имеет сложный контур. ПОДВЕСНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ делят на 3 группы: грузонесущие (каретки для груза постоянно соединены с тяговым органом); тянущие (каретки также постоянно соединены с тяговым органом и имеют крюки для присоединения тележек, перемещающихся по полу цеха или склада); толкающие (каретки не связаны постоянно с тяговым органом и передвигаются по подвесным путям). Применение ПОДВЕСНЫХ КОНВЕЙЕРОВ позволяет решить проблемы комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ на стыке внутрицехового, внутризаводского и магистрального транспорта. Значительная роль им отводится и в создании полностью автоматизированных складов.
ВИНТОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ/ШНЕКИ/ служат для перемещения пылевидных и мелкокусковых грузов в горизонтальной или наклонной (до 20?) плоскостях, реже в вертикальной плоскости (ШНЕКИ с быстро вращающимися винтами). ШНЕКИ имеет металлический закрытый жёлоб, внутри которого вращается вал с лопастями, расположенными по винтовой линии. Лопасти могут быть сплошными (для легкосыпучих грузов), ленточными (для влажных и кусковых грузов) и в виде отдельно укрепленных на валу лопаток (для липких и слеживающихся грузов). При вращении винта лопасти проталкивают груз вдоль желоба. ШНЕКИ состоят из секций длиной 2-4 м, общая длина ШНЕКА не превышает обычно 60 м, диаметр жёлоба 100-600 мм. ШНЕКИ просты по конструкции, удобны в эксплуатации, особенно при транспортировке пылящих грузов. Однако лопасти и жёлоб ШНЕКА сравнительно быстро изнашиваются, груз измельчается и истирается, кроме того, требуется повышенный расход энергии.
РОЛИКОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ/РОЛЬГАНГИ/ служат для перемещения штучных грузов с плоской, ребристой или цилиндрической поверхностью. На неподвижных осях рамы РОЛЬГАНГА в подшипниках вращаются ролики. Длина ролика должна быть несколько больше ширины или диаметра груза, а расстояние между роликами несколько меньше половины длины груза. Мелкие грузы со сложной конфигурацией перемещают на таком РОЛЬГАНГЕ в ящиках пли на поддонах. Роликовые РОЛЬГАНГИ бывают 2 типов: гравитационные и приводные. В гравитационных РОЛЬГАНГАХ, устанавливаемых с уклоном в 2-5?, ролики свободно вращаются под действием силы тяжести перемещаемого груза. В приводных РОЛЬГАНГАХ ролики имеют групповой привод от двигателя. Такие РОЛЬГАНГИ применяют, когда нужно обеспечить постоянную скорость движения грузов, перемещать их в строго горизонтальной плоскости или поднимать под некоторым углом. Роликовый РОЛЬГАНГ состоит из секций, каждая длиной 2-3 м. В зависимости от конфигурации трасса может включать в себя криволинейные и откидные секции, поворотные круги и стрелочные переводы и т.д.
ИНЕРЦИОННЫЕ КОНВЕЙЕРЫ служат для транспортирования сыпучих, реже мелких штучных грузов на сравнительно короткие расстояния в горизонтальном или наклонном (до 20?) направлениях. В ИНЕРЦИОННЫХ КОНВЕЙЕРАХ частицы груза скользят по грузонесущему органу или совершают полёты в пространстве под действием силы инерции. ИНЕРЦИОННЫЕ КОНВЕЙЕРЫ делятся на 2 группы: качающиеся, характеризующиеся значительными амплитудами и малой частотой колебаний, и вибрационные - с малой амплитудой и большой частотой колебаний.
В простейшем качающемся конвейере жёлоб находится на упругих стойках, жестко закрепленных на опорной раме под некоторым углом к вертикали. Кривошипный механизм с приводом от электродвигателя сообщает желобу переменные по направлению движения. Желоб при движении вперед немного поднимается, а при движении назад опускается (качается). При этом меняется давление груза на желоб. При движении жёлоба назад груз скользит по нему вперёд, продвигаясь на некоторое расстояние.